пятница, 8 июля 2016 г.

MPLS L2VPN VLL

Заголовки постов становятся все страшнее и страшнее. Немного разбавив MPLS SDHем снова возвращаемся в мир меток. Сегодня немного графомании на тему VLL (Virtual Leased Line).

Все посты про MPLS VPN можно посмотреть по тегу MPLS или в обобщающем посте.


VLL - это один из сервисов, которые могут быть предоставлены средствами IP/MPLS. Он представляет из себе некую виртуальную "трубу" (pipe) от одной точки подключения клиента к другой. Ни о какой разветвленности речи пока не идет. Вообще VLL прям идеально ассоциируется с PWE3 концепцией. Я уже описывал её и даже рисовал подходящую под этот пост картинку.
На этой картинке отражена вся суть VLL-сервиса. Клиент подключается с одной стороны с помощью Attacment Circuit (AC)  к провайдерской сети, с другой стороны осуществляется такое же подключение. После чего сигнализируется pseudowire через провайдерскую сеть поверх уже построенного PSN туннеля. Напомню, pseudowire сигнализируется с помощью T-LDP, a PSN может использовать LDP, RSVP-TE или GRE. 

Стоит упомянуть что можно гонять через VLL, и какие сервисы могут предоставляться:
  • Ethernet VLL (Epipe) - прозрачный L2 Ethernet канал между точками подключения
  • Frame Relay VLL (Fpipe) - прозрачный Frame Relay PVC канал между двумя точками
  • ATM VLL (Apipe) - прозрачный ATM канал, который может определятся c помощью VPI, VCI, или их комбинации
  • Circuit VLL (Cpipe) - эмуляция канала, в котором можно передать E-потоки или, скажем, несколько DS0.
  • IP VLL (Ipipe) - IP соединение между двумя точками подключения, где с одной стороны, например, Frame Relay, а с другой - Ethernet. В таком случае, ясное дело, на L3 и у FR и у Ethernet должен быть IP.
По поводу последнего варианта, VLL штука довольно гибкая. IP VLL один из примеров. Но, даже если взять, скажем, простой на первый взгляд Epipe, то и в нем это прослеживается. Выражается это в конфигурировании точки подключения клиента. С одной стороны это может быть Ethernet c приемом тегированных кадров, а с другой ATM, в которой завернут Ethernet трафик согласно RFC 2684. То есть сервис подразумевает передачу Ethernet трафика и совсем не важно как этот Ethernet трафик будет принят. Будет ли он чист или завернут уже в какой-нибудь ATM или SDH.

Как уже упоминал, для сигнализирования psudowire используется T-LDP, который через PSN туннель строит канал до другого PE маршрутизатора. Для организации VLL сервиса в протокол T-LDP были добавлены некоторые улучшения. Одно из них это возможность передавать статус pseudowire. Без использования этой фичи, после того как происходит авария на локальном PE (упал канал до клиента, например), удаленный PE ничего не знает про это и продолжает слать трафик, который успешно уничтожается локальным PE.
Если средствами T-LDP переносится информация о статусе pseudowire туннеля, то удаленный маршрутизатор узнает об аварии. Более того, он узнает что за авария произошла и попытается средствами нативными для точки подключения передать клиенту некое сообщение о приостановке передачи трафика. Таким образом, лишний трафик не будет передаваться по сети.
Раз уж затронули вопросы сигнализации, то стоит упомянуть и случай, когда pseudowire туннель состоит из двух туннелей. В такой ситуации по середине есть нода (или несколько нод), которая осуществляет pseudowire switching, то есть принимает трафик в pseudowire, меняет на нем метку и отправляет дальше. Такая конфигурация применяется когда, например, нужно прокинуть VPN-сервис между двумя сетями, которые обслуживаются разными провайдерами. Ну или для того чтобы уменьшить количество pseudowire на сети. Мы же помним, что для обеспечения нормального сервиса каждый PE должен быть соединен с другими PE. В большой сети количество pseudowire туннелей может приближаться к космическому, в таком случае, вводятся центральные ноды, а каждый PE маршрутизатор должен иметь туннель к такому маршрутизатору. Эти центральные ноды осуществляют как раз pseudowire switching, то есть, грубо говоря, меняют метки на пакетах.
Кстати, сигнализация такого pseudowire носит ordered control характер. Роутер не передаст метку запросившему её маршрутизатору, пока он не получит соответствующую метку от вышестоящего. На картнке выше видно сигнализирован один pseudowire (switched pseudowire), который состоит из двух PE1-PE и PE-PE2. При сигнализации такого туннеля, PE1 выделяет метку для него (на рисунке это метка 30) и отрпаляет запрос на PE, тот понимая, что это случай sweudowire switching, выделяет свою метку (40). Эта метка отправляется к PE2, тот принимает ей и выделяет свою метку (50). После её получения PE выделит "обратную" метку (60) и отошлет её PE1. Pseudowire сигнализировался. До тех пор, пока PE не получит метку 50 от PE2, он не отправит метку 60 в сторону PE1. Это и есть ordered control.

CAC (Connection Admission Control)

Если в MPSL ядре провайдера используется RSVP-TE с CSPF, то все PSN туннели могут строиться с резервированием пропускной способности. Было бы круто, если бы pseudowire туннели строящиеся поверх таких PSN тоже использовали данные о резервировании. Естественно, все уже придумано до нас и названо это CACом.

Если кратко, то при сигнализации pseudowire учитывается зарезервированная пропускная способность на PSN туннелях, которые, в свою очередь, учитывают пропускную на LSP. Причем, можно задать booking factor, т.е. уровень переподписки. Короче говоря, каждый pseudowire при сигнализации проверяет доступную пропускную способность на PSN и, если полосы пропускания хватает, pseudowire сигнализируется. Ясно, что для того чтобы это все работало нужно как минимум три вещи. Во-первых, PSN туннели в ядре построенные с помощью RSVP-TE CSPF. Во-вторых, каждый LSP в ядре провайдера должен быть построен с резервирование полосы. В-третьих, при сигнализации pseudowire нужно так же указывать нужную пропускную способность.
На картинке выше от PE1 до PE2 построен PSN, который состоит из четырех LSP. Каждая LSP была сигнализирована RSVP-TE c резервированием пропускной способоности. Результирующая пропускная на PSN равно сумме LSP (если не задана переподписка). В нашем примере это 700 попугаев. В результате, когда PE1 будет сигнализировать pseudowire до PE2 с квлюченным CAC, PE1 будет учитывать пропускную на PSN.

Это краткая информация о VLL. В каждом посте пишу, что по каждому термину можно написать свою статью. Тут ситуация аналогичная.

Впереди у нас пост про VPLS.

Комментариев нет:

Отправить комментарий